Правда, увидел свет он тоже не сразу, а после достаточно долгих поисков издающего лейбла, коим в конце концов стал итальянский Lizard Records. Что же, еще одна ступенька к признанию российского прога на международном уровне! Альбом впервые стал именно работой группы – в полностью "живом" исполнении, без привлечения "гостей", т.е. так, как эта музыка звучит со сцены (а многие композиции уже были обкатаны на концертах). И это тоже прорыв – ведь полноценную концертную деятельность Roz Vitalis ведет с 2008 года (при том, что сам проект существует с 2001-го), а текущий "семичастный" состав устоялся лишь недавно. "Lavoro D’Amore" в переводе с итальянского означает "труд любви": название несет в себе христианскую идею любви к ближнему, стремления к свету и всеобщему благу. (Названия на итальянском языке – это дань Розмаинского его любимым Le Orme и PFM, да и вообще итальянской культуре, давшей миру так много шедевров). Музыка демонстрирует определенное "прояснение" стиля, кристаллизацию композиторской мысли. Здесь нет нагромождения музыкально-стилистических идей, как это бывало на более ранних альбомах, нет "дергания" и калейдоскопичности (что, с одной стороны, свидетельствовало о богатстве творческой фантазии, с другой – не давало слушателю сосредоточиться на темах и их развитии). Это не значит, что музыка застывает в статике – просто вещи стали более логически выстроенными, в каждой продуманы переходы, репризы, кульминации и спады. С первой же "The Acknowledgement Day" понимаешь, что курс на симфо-прог, взятый еще на предыдущем "Patience Of Hope" (2012), здесь перешел в какую-то вполне убедительную стадию. Светлое, прозрачное и в то же время богатое нюансами звучание настраивает на пасторальный лад, хотя не чуждается порой и жесткости. Несмотря на то, что лидер группы Иван Розмаинский – клавишник, и в полной мере использует свой инструментальный арсенал (от современных синтезаторов до Хаммонда, клавесина и настоящего рояля Steinway), в саунде клавишные (в отличие, опять же, от ранних записей) не довлеют. Многие выразительные мелодии поручены флейте (например, в заглавной композиции или в "средневеково"-танцевальной "Il Vento Ritorna"), хотя в более энергичных вещах инициативу у нее нередко перенимают труба и электрогитара (впрочем, к тембру последней можно и придраться – иногда она звучит слишком "царапающе"). А вот новенькое – это введение элементов спэйс-рока: таковы наиболее драйвово-ритмичные композиции альбома, "Invisible Animals" и "What Are You Thinking About?" (Последняя, представляющая собой вариации даже не на тему, а на гармоническую последовательность – авторства гитариста Владимира Семенова-Тянь-Шанского, что тоже говорит об усилении "группового" мышления.) Что же касается драматургии всего альбома, то она тоже хорошо продумана. В центре оказывается напряженная, с плотным гитарно-клавишным звучанием "Need For Someone Else". Ее обрамляют импровизационно-психоделические вещи – "There Are The Workers Of Iniquity Fallen" с непредсказуемым тембровым развитием, и более спокойная, плавная "Every Branch That Beareth Fruit". Благородно-возвышенная "Lavoro D’Amore" перекликается с лирической "Ascension Dream (Peak Version)", которая своим вступлением слегка напоминает песню "Resist" Rush – совпадение случайное, но вполне знаменательное! (Кстати, "Ascension Dream" – старая композиция, она создана еще в 2001 году и вошла в альбом в переработанном виде). Вступительный торжественный "The Acknowledgement Day" и печальная "Ending" – тоже своеобразная арка от начала к концу. Большинство этих вещей объединено общими мотивами, которые развиваются, незаметно переходят из трека в трек – это тоже придает альбому цельность. Для коллектива альбом стал значительным шагом вперед – и по уровню композиционного мышления, и по качеству записи (которая велась на нескольких серьезных питерских студиях). Высококачественные сведение и мастеринг (питерский звукорежиссер Егор Убель) придали звучанию цельность и сбалансированность – альбом будет легко слушать даже тем, кого отталкивала "пластмассовость" ранних записей и некоторая "кривизна" работ среднего периода. Даже обложка кажется необыкновенно свежей и притягивает внимание: это не типичная для Roz Vitalis мрачноватая графика, а фотография девушки на фоне пшеничного поля и неба (хочется добавить, вполне в духе Стивена Уилсона). В пейзаже много простора и воздуха, как и в музыке. Вместо названия – символ Roz Vitalis, раннехристианский крест. Хочется, чтобы и их музыку узнавали без всяких заголовков, с первых же нот, а группа пожинала бы плоды своего труда – труда любви и преданности своему делу.
|